?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Игра в правду

Спектакли случаются самые разные в нашей жизни. Одни хочется забыть, другие повторить, третьи расшифровать. Есть еще один случай, самый счастливый. Их просто любишь. Трудно отказать во взаимности постановке, которая не требует от тебя заоблачного уровня эрудиции, йогической гибкости ума или снайперской сосредоточенности. Все это, конечно, приветствуется и пригодится в процессе, но радоваться происходящему на сцене можно и без суперспособностей, как ребенок радуется сладости, просто и с удовольствием. Спектакль вологодского театра кукол «Кармен» - конфета с коньяком. Мир она не изменить, но, безусловно, сильно украсит. Мультикультурный, искрометный, стремительный, он не вымаливает у зрителей любовь как подаяние, и не требует как дань. Скорее, подмигивает по– приятельски лукаво: «Видали?» Подход, достойный уважения. В мире, где есть даже сорт лука «Кармен», рассказать по- своему ее историю дерзнет только смелый человек.

Испанская красавица - героиня с богатым приданым: Мериме, Бизе, фламенко, коррида и отдельно, для переживших девяностые, «Лондон, гуд бай». Понять, где заканчивается хороший тон и начинаются пошлые банальности, невозможно. Мачо без гитары, как медведь без балалайки, продается плохо. Мы им - валенки. Они нам – апельсины. В глобальном хаосе штампов, вариаций, цитат, попсы и философии вологодские гости «Рязанских смотрин» ориентируются мастерки, легко присваивая чужое и внятно выражая свое. Необходимую свежесть восприятия обеспечивает неформальность обстановки. Спектакль без ложного стеснения открывается музыкальным прологом. Странным образом похожие на совиный оркестр из мультфильма «Ранго» артисты под бодрую фонограмму упоенно изображают настоящих мариачи. Когда один из них появляется с пресловутой балалайкой, взаимопонимание с залом достигается мгновенно. Остроты, контрасты, экзотика. «Тут не заскучаешь!» - радуется зритель.

Ирония часто остается единственной доступной современному автору формой честности, но здесь ей не злоупотребляют. Разбитные девахи заслоняют сцену черными, словно грех, платками. Эта текстильная ночь «взлетает» над игрушечными домиками, где апельсиново сияет огонь домашних очагов. Как демонстрируют на авансцене (в лучших традициях иллюзионистов), он самый настоящий. Зритель охотно верит, и в этот момент лирическая нота звенит чисто и пронзительно, как и положено истинным признаниям в любви. Личное всегда штучное, а эксклюзив публика ценит высоко, с удовольствием угадывая в нем знакомое и знаковое. Канон присутствует, но искажается, обыгрывается и звучит по- новому. Жертва у Бизе, преступник у Мериме, здесь, как обычно и бывает в жизни, Кармен станет и тем, и другим, легко и логично совместив стихийную невинность и лукавую провокацию.

Сигарная фабрика паровозно дымит. Контрабандисты демонстративно отсутствуют. Куплеты тореадора исполняются на винных бутылках. Хосе, поцеловавший роковую красавицу, в буквальном смысле мгновенно попадает за решетку. Кармен, предлагавшая у Мериме рассказчику услуги гадалки, в этой версии предстает робким клиентом колдуньи, вроде тех, что в изобилии водятся у Миядзаки. Почти лишенное пола и возраста, уродливое, жизнерадостное, очень музыкальное существо дает героине выбор: жизнь или смерть. Вопрос, конечно, риторический. В лучших театральных традиция, зная роковой финал, героиня не может изменить роли.

Мотив игры определяет здесь, в общем-то, все. Ей подвластно вселенная: характер, природа, место, время, даже судьба и магия. Куклы позволяют свободно регулировать масштаб и форму картин от панорамы к крупному плану, от буквы к метафоре. Груда тряпья с успехом заменяет быка, женские руки - пламя, а изящная шутка - трагический пафос. Так из ветоши создается плоть, из плоти - стихия, из игры - правда.

Profile

alice_arbuss
alice_arbuss

Latest Month

December 2013
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel