?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Охотное согласие

Спектакль гродненского театра кукол «Охота на зубра» завершил Рязанские смотрины 2013.

Зверь, действительно, оказался заповедным и диковинным: старобелорусский язык, средневековая поэзия, многочисленные исторические параллели. Неожиданно для зрителя, которому выбор материала обещает яркие этнические мотивы, спектакль начинается где-то в сером пространстве безвременья, оформленном в духе братьев Стругацких. Суровые люди, похожие на служителей какого-то могущественного культа и бездомных побирушек одновременно, ворочают пластиковые мусорные мешки. Сетка Рабица, железные бочки, скоростное шоссе. Пейзаж, привычный до тошноты, преобразится при первых звуках народного напева. Если копать глубоко, в «фантиках жвачки и осколках монет» можно найти остатки райского сада, где свежи следы былинных богатырей и мифических существ.

Изобретательный режиссер Олег Жюгжда хорошо знаком рязанскому зрителю, в том числе по работе «И наказанiе» в нашем театре кукол. «Узнаваемый» в его случае никогда не становиться синонимом «скучный». С разнообразием чудес, демонстрируемых зрителю, может поспорить только разнообразие зубров, пасущихся на сцене. Всех цветов, размеров и фактур, они заполняют ее пространство как призрачные корабли, пересекающие воды небытия. Артисты возвышаются над этим игрушечным караваном в полном соответствии с теорией о царственном месте человека в природе, но это обманчивая перспектива. На практике выходит наоборот: истинная мера всех вещей на сцене – могучий зубр. Подобно древним тотемическим животным, дух и символ одновременно, он неразрывно связан с культурой и судьбой Белоруссии. Подобное создание не может знать таких преград как время, место и даже смерть, что дает повествованию особую свободу и возможность бесконечно умножать образы и смыслы. Героический эпос соседствует с жанровыми сценами, поэзия - с природоведением, шаманское камлание - с бойней на фронтах Второй мировой. При этом девушка, исполняющая песенку Lili Marleen под аккомпанемент выстрелов и сирен, непостижимым образом похожа сразу и на кинозвезду сороковых, и на птицу Сирин.

Замысловатое повествование, как и положено «тонкой материй», украшено богато. Публике опомниться не дают: метаморфозы и трансформации оформлены по последнему слову техники. Однако, настоящие огонь и вода на сцене, вместе с «медными трубами» советского хита «Беловежская пуща», не столько развлекают, сколько тревожат, требуя определенных вложений со стороны зрительного зала, как душевных, так и «познавательных». После спектакля в фойе театра еще долго раздавалось: «А вот почему? Как вы поняли, что означает…? А мне показалось, что...» Дамы в гардеробе, например, шумно шептали: «Девочка- шаманка в аквариуме потому, что так инквизиторы на ведьму проверяли. Всплывет - ведьма, не всплывет…» Оно и понятно, дьявол, как известно, всегда в деталях, а старобелорусский язык прозрачности спектаклю не добавил, но, думаю, по основополагающим вопросам зал с постановщиком охотно достигли согласия. В серости шоссе и свалок, куда неуклонно движется общество глобального потребления, национальная самоидентификация и наследие предков жизненно важны, ведь и малые народности, и великие нации, нередко «вымирали» так же безвозвратно, как заповедные животные.

PS Выбор между глобальной свободой и заповедной изоляцией дело, разумеется, сугубо личное. Можно ли считать театр заповедником? Наверное, да.

Profile

alice_arbuss
alice_arbuss

Latest Month

December 2013
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel